Познавательно

Стань профессионалом!

Нужно признать, что долгие годы наша система воспитания в спорте была слишком идеологизирована. В спортивных школах, командах и секциях главное внимание (помимо, естественно, самой спортивной тренировки) уделялось воспитанию идейной убежденности и "социалистической" морали и связанных с ними волевых качеств. И значительно меньше времени уделялось на овладение высокой культурой (профессионализма) тренировки и навыками, необходимыми для достижения высоких и стабильных результатов.

Сейчас уже совершенно ясно, что профессиональное воспитание в спортшколе следует начинать уже с первых месяцев занятий, используя время на теоретическую учебу в конце каждого тренировочного урока. Уже на этапе начальной подготовки следует постепенно вводить юных легкоатлетов в мир спорта, рассказывая новинкам о лучших легкоатлетах мира, о системе их подготовки. Объем теоретических знаний (особенно об основах методики тренировки, технике и тактике видов легкой атлетики) должен постепенно расширяться, достигая максимума на этапе спортивного совершенствования.

Теоретические знания должны подкрепляться воспитанием положительного отношения к выполнению больших тренировочных и соревновательных нагрузок. Сравнение уровня тренировочных нагрузок и результатов у ведущих спортсменов 20-25 лет назад и в настоящее время наглядно убедит юных легкоатлетов, что сегодняшние достижения юниоров стали равны достижениям вчерашних олимпийских чемпионов только потому, что нынешние молодые атлеты успешно освоили тренировочные и соревновательные нагрузки, свойственные их олимпийским предшественникам.

Профессиональное воспитание особенно важно в процессе соревнований. Любые соревнования обычно заканчиваются успехом одних и поражением других спортсменов. Но, к сожалению, в спортивной жизни уже укрепилась привычка все внимание отводить победителям.

Но ведь и среди проигравших также немало талантливых спортсменов, по разные причинам не реализовавших своих возможностей в конкретном старте. Однако зачастую тренеры почти не уделяют внимания неудачникам, отделываясь заключением, что причиной проигрыша является их плохая волевая подготовленность. Это самое простое, но далеко не самое верное объяснение срыва. И именно тренеру необходимо детально (профессионально!) разобраться с причиной плохого выступления своего ученика. Если в основе срыва лежат ошибки методического, тактического, технического характера или нерациональная подготовка к старту, тренеру необходимо в спокойной, аналитической беседе разъяснить спортсмену причину неудачи и наметить пути устранения недостатков. При этом "работу с неудачниками" надо начинать сразу после соревнований, чтобы снять напряжение и создать новый стимул для дальнейшей деятельности.

Если же причины срыва связаны с нарушением режима, дисциплины, разгильдяйством, меркантилизмом, то необходим другой подход к "неудачникам" - достаточно жесткий разбор их поведения, отношения к тренировке и соревнованиям и как следствие - внушение, выговор, наказание, вплоть до исключения из группы.

Важно подчеркнуть, что воспитание профессиональных навыков и умений должно происходить непрерывно и складываться из обучения спортсмена поведению на соревнованиях, в период подготовки к ним, в ходе тренировочных занятий и в дни относительного отдыха. Это обусловлено тем, что поведение спортсмена на соревнованиях достаточно консервативно и, как правило, является результатом того, что было достигнуто им в ходе подготовки: недостатки (ошибки), допущенные в ходе тренировки, неминуемо приводят к ошибкам в состязании в условиях острой спортивной борьбы.

Безусловно, что приобрести целиком весь объем необходимых большому спортсмену умений и навыков, воспитать комплекс разнообразных качеств личности в юношеском возрасте невозможно. Именно поэтому решение воспитательных задач на каждом этапе должно носить последовательный, ступенчатый характер. Однако, часто, увлекаясь большим объемом физической подготовки, многие тренеры обращают чрезвычайно мало внимания на вопросы, связанные с теоретическими знаниями легкоатлетов, не предлагают им в тактико-техническим приемам: способности к "переключению" (изменению частоты шагов при сохранении скорости, изменению длины шага, способности к произвольному увеличению скорости за счет длинных рывков, способности "достать" ушедшего вперед соперника или способности к быстрому началу и длинному финишу).

Боязнь некоторых спортсменов и их тренеров выбирать и совершенствовать тактику лидирования в соревнованиях приводит к тому, что очень часто у бегунов и скороходов вырабатывается навык ведения пассивного бега на дорожке, "умение" монотонно проходить дистанцию, что отнюдь не содействует достижению высоких результатов.

Умение соревноваться (и не только в беге) достигается моделированием условий соревнований, использованием в тренировке метода подготовки в условиях "поля боя". Например, в тренировке прыгунов и метателей, при подводке к соревнованиям, необходимо учитывать и интервал между попытками, и ставить задачу выполнить определенный норматив с первой попытки, и воспитывать умение настраиваться, ждать и не потерять настроя, и т. д. Умение преодолевать в тренировочных занятиях трудности большие, чем могут встретиться в соревнованиях, и особенно участие в специальных состязаниях и прикидках с определенными задачами является одним из эффективных путей специальной подготовки.

Подражать кому-либо всегда свойственно молодым. Порой молодые легкоатлеты, подражая взрослым спортсменам, приобретают не только полезные, но и вредные навыки, которые, проявляясь в той или иной ситуации, в конечном итоге отрицательно сказывается на их результатах. Например, часто можно увидеть, как молодые спринтеры и барьеристы перед финишем замедляют бег, поворачивают голову, вскидывают вверх руки, как это делают их старшие коллеги (которые могут себе позволить это, будучи значительно сильнее своих соперников в конкретном забеге). На ранних этапах становления спортивного мастерства такие "трюки" на финише ведут к образованию стойкого навыка снижения скорости бега на последних метрах дистанции. Только из-за такой вредной привычки многие юные спринтеры и барьеристы теряют драгоценные доли секунды. В то же время примеры правильного бега показывают юные негритянские спринтеры, всегда ведущие жесткую борьбу еще несколько метров после финиша, что следует взять на вооружение и нашим спортсменам.

А вот еще пример из практики метателей и прыгунов. Наши юниоры на многих соревнованиях, если, по их мнению, попытка была выполнена не очень хорошо, сознательно нарушают правила, выходя из сектора вперед или из ямы назад, чтобы судьи не измеряли результат. А это приводит к тому, что у самих спортсменов воспитывается привычка делать "заступы". И порой не засчитываются и удачные броски или прыжки. К тому же без замера всех попыток снижается информативная ценность результата соревнований для дальнейшего анализа тренером и спортсменом.

Важнейшей установкой перед соревнованиями является правильный двигательный режим. Замечено, что некоторые юные спортсмены в последние Дни перед стартами ' "пассивно" отдыхают, причем тренеры планируют им именно такой отдых, забывая о том, что он способствует "расхолаживанию" легкоатлета и не способствует поддержанию оптимального нервно-мышечного тонуса. Часто после 6-10-часового сидения в автобусе, самолете спортсмены предпочитают отдыхать в постели, тогда как известно, что "активная" разминка в этот период является более полезной. Особенно это важно учитывать при переездах к месту соревнований, сильно отличающемуся от привычного по часовому поясу и температурному режиму. Ежедневные разминки будут способствовать более быстрой перестройке организма на новый биологический ритм.

Важным моментом работы является воспитание у юных спортсменов доверия к новым наставникам. Часто молодые легкоатлеты, попадая в сборные команды, не желают тренироваться у новых (временных) тренеров, так как их постоянный наставник дал им именно такую установку. А ведь работа с новым тренером На отдельных этапах подготовки всегда обогащает спортсмена, позволяет получить новые знания, навыки, опыт, накопленные предыдущими поколениями. В то же время упорное сопротивление выполнению скорректированных тренировочных программ, предложенных более опытными наставниками, приводит к обособлению спортсмена, к его нервному напряжению, что отражается в конечном счете на правильности подводки к крупным соревнованиям и результативности выступления.

Личный тренер, отсутствующий в данной конкретной ситуации, не может предусмотреть все особенности, а часто и не имеет необходимого опыта подводки к крупным соревнованиям. Все это требует внесения необходимых коррекций в планы тренировки и тактику соревнований. Поэтому юных легкоатлетов следует всегда воспитывать в духе доброжелательности к новым и старшим наставникам.

Важнейшей задачей является воспитание в себе внимательного отношения к здоровью. Это должно выражаться в выработке потребности к прохождению систематической диспансеризации, своевременному лечению травм и заболеваний, связанных с тренировочной и соревновательной деятельностью. Юный спортсмен должен обладать определенными знаниями по профилактике простудных заболеваний, травм опорно-двигательного аппарата, структуры, рационального питания и тем более о недопустимости курения, алкоголя, наркотических веществ и различных стимуляторов. Этому помогает, воспитание навыков строгого выполнения режима учебы, отдыха, тренировки. Росту спортивного мастерства способствуют и прочные навыки необходимого гигиенического режима (сои, водные процедуры, баня, использование чистой спортивной одежды, обуви без конструктивных дефектов и подогнанных по фигуре и ноге, своевременное переодевание в "цивильную" одежду после занятий и соревнований).В заключение следует остановиться на воспитании установок к прохождению обследований (теcтирований), направленных на определение состояния подготовленности спортсмена. В современной системе подготовки - это один из элементов управления спортивной формой и подводки к главным стартам сезона. К прохождению обследования и к серьезному отношению к ним следует приучать спортсмена с первых этапов многолетней тренировки. Это позволяет оптимизировать процесс подготовки, избегать выполнения ненужных на определенном этапе упражнений и нагрузок, вносить своевременные коррекции в систему тренировки.

Описанные выше профессиональные качества, навыки, установки, конечно, не охватывают всех жизненно необходимых требований для спортсменов высокой квалификации.

Ф.Суслов, доктор педагогических наук, профессор /"Легкая атлетика" - декабрь '92/