Готовность юного спринтера

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Рекомендации по формированию психической готовности  к соревнованию в большинстве случаев сводятся к перечислению, разъяснению тех мероприятий,  к которым спортсменам следует прибегать непосредственно перед стартами. Между тем  известно, что соревновательная готовность имеет в своей основе определенные личностные  качества спортсмена.

Эти качества формируются длительное время, должны воспитываться на всех этапах подготовки атлетов. В нашей работе (проведенной под руководством кандидата педагогических наук О. В. Дашкевича) мы поставили задачу выявить психические качества юного спринтера, лежащие в основе соревновательной готовности, и определить средства их формирования.

Как показали наши исследования, в основе соревновательной готовности юных спринтеров лежит мотивация спортивной деятельности. В зависимости от того, какими мотивами спортсмены руководствуются, их можно разделить на две группы: с мотивацией “спортивно-деловой” и “лично-престижной”.

Для атлетов со спортивно-деловой мотивацией характерна устремленность на достижение высокой перспективной цели — выполнение норматива мастера спорта, получение права занять место в сборной команде страны. Эти атлеты ясно видят этапы, подводящие к цели. Им свойственны умение активно преодолевать трудности, творческая инициатива, настойчивость, самокритичное отношение к успехам и неудачам. Такие спортсмены довольно точно оценивают свою подготовленность к участию в соревновании, ставят высокие, но выполнимые цели, сохраняют уверенность в их достижении, отличаются эмоциональной устойчивостью. Эти положительные личностные особенности проявляются в тщательной подготовке к старту, в общем подъеме сил, в максимальной реализации своих возможностей в соревнованиях.

Спринтеры с лично-престижной мотивацией деятельности могут быть подразделены на две подгруппы: а) с заниженной самооценкой и б) с завышенной самооценкой. Общей особенностью таких спортсменов является эмоциональная неустойчивость в экстремальных ситуациях соревновательной борьбы и сниженная результативность, несмотря на благоприятные физические данные и хорошую подготовленность.

Представителям первой группы свойственна повышенная чувствительность к отрицательным оценкам результатов их деятельности, повышенная тревожность, неуверенность в себе в сложных соревновательных ситуациях. Их поведение характеризуется недостаточной инициативностью и настойчивостью в достижении цели. При непосредственной подготовке к старту они проявляют неорганизованность, поздно начинают разминку, стараются проводить её уединенно. Их соревновательный бег обычно характеризуется излишней напряженностью, скованностью движений. Такие Спортсмены несамокритичны. Неудачные выступления оказывают на них демобилизующее влияние.

Для представителей второй подгруппы характерна ориентация на получение только положительных оценок своих действий. Они отличаются самоуверенностью, нередко переоценивают свои природные данные и свой успех, не проявляют целеустремленности и настойчивости в тренировочной работе. При непосредственной подготовке к соревнованию они недостаточно организованны, часто нарушают согласованный с тренером порядок разминки, на соревнованиях часто допускают фальстарты. При высоком накале спортивной борьбы нередко не выдерживают соперничества, допускают сбой, снижают скорость бега. При неудачном выступлении несамокритичны, проигрыш связывают с независящими от них обстоятельствами, неправильным судейством, плохим самочувствием и т. п.

Таким образом, психическая соревновательная готовность наиболее отчетливо проявляется и легче формируется у спринтеров со спортивно-деловой мотивацией. Однако, как показывают наши наблюдения, у большинства юных спринтеров (70—75%) уровень спортивно-деловой мотивации недостаточно высок. И перед тренером стоит сложная педагогическая задача по ее формированию и закреплению.

При выборе средств формирования и закрепления спортивно-деловой мотивации нужно исходить из того, что воспитание правильного отношения к моральным нормам и общественным ценностям нашего общества побуждают юного спринтера занимать активную позицию в тренировочной работе, преодолевая физические и психические нагрузки, добиваться высоких результатов. Собственные достижения в этом случае понимаются атлетом как необходимое условие для утверждения успеха спортивного коллектива, лично-престижные побуждения отходят у него на второй план.

Очень важным средством формирования спортивно-деловой мотивации юного спринтера является его участие в общественно полезной деятельности у себя в коллективе и в общеобразовательной школе (помощь тренеру в судействе соревнований, в тренировочной работе с ребятами младшего возраста, в организации показательных выступлений и т. п.). Большое место в воспитательной работе должны занять средства формирования спортивного идеала — собирательного образа выдающегося советского спортсмена. Эффективными средствами воспитания такого идеала служат спортивная литература, встречи с мастерами спорта, диспуты по прочитанным книгам, обсуждение спортивных кинофильмов, передачи по радио и телевидению.

Для более точной постановки цели, формирования оптимальной уверенности и правильной самооценки как важнейших факторов соревновательной готовности можно рекомендовать следующие психолого-педагогические средства: постановку перспективных целей на определенный период (месяц, неделю); активное участие спортсмена в составлении тренировочной программы и анализе применяемых средств; формирование установки на достижение трудной спортивной задачи (для чего спортсмены информируются о соревновательных и тренировочных результатах, возможных условиях соревнований и соперниках, обеспечивается усиленная подготовка спортсменов с заниженной самооценкой, делается акцент на объективные трудности для спортсменов с завышенной самооценкой); формирование правильной самооценки в тренировочной работе; составление письменных самоотчетов о прошедших соревнованиях (с фиксацией степени волнения при подготовке к старту, эффективности проведения разминки, соревновательного бега, возникающих трудностей и успешности борьбы с ними, с оценкой своего выступления, определением характера необходимой в дальнейшем тренировочной работы), аналитические беседы после соревнований; овладение специфическими средствами саморегуляции предстартовых состояний (индивидуализация предсоревновательной разминки, аутогенная тренировка, идеомоторная “настройка”, самоободрение).

Применение указанных средств формирования психологической готовности к соревнованию, как показала наша работа, поможет развитию и упрочению спортивно-деловой мотивации спринтеров-подростков. Самооценка спортсменов приобрела черты устойчивости, значительно улучшилась функция самоконтроля напряженности в экстремальных условиях соревнований. Все это позволило раскрыть дополнительные резервы повышения спортивного мастерства. Так, половина юных спортсменов за полтора года тренировок повысила спортивную квалификацию от III до I разряда, а остальные — от III до II разряда. В контрольной группе, где работа проводилась по общепринятому режиму, лишь половина занимающихся выполнила норматив II разряда, а остальные остались на уровне III разряда.

В. ЗОБКОВ

"Легкая атлетика", № 8,1980.

Связанные материалы